Лекция 1. Фотоискусство и его изобразительные средства.

1. Представление о снимке как о картине

Когда фотография только осознавала себя искусством и еще не имела собственных традиций, творчество первых фотографов-художников находило опору в законах живописи. Тогда и родилось направление фотоискусства, которое позже теоретики назвали "картинной фотографией". Это направление живо и сегодня. Оно развивается, приобретая новые черты современности, и объединяет такие жанры, как портрет, натюрморт, классический пейзаж. Многие из этих произведений стали классикой фотоискусства. По тематике, принципам решения смысловых и изобразительных задач, композиционным формам, колориту, живописности они действительно близки к параметрам изобразительного искусства.

Вместе с тем современная фотография в таких ее разделах и видах, как событийная съемка, репортаж, жанровая тематика, давно приобрела собственные, присущие только ей особенности содержания и изобразительных структур. Здесь ничто уже не напоминает классической живописи.

Тем не менее очень важно, чтобы фотограф в своей учебной практике развил свое представление о фотоснимке как о художественной картине, а о прямоугольнике видоискателя и кадре как о картинной плоскости, в пределах которой он будет "рисовать", компоновать свою картину (снимок). Термин "картина" применяется здесь, конечно, в специфическом для фотографии смысле. И, разумеется, это не прямая аналогия с изобразительным искусством и не перенос в фотографию его законов и структур. Здесь есть лишь одна параллель: фотограф, как и художник-живописец, не копирует действительность, он творит ее по законам своего искусства.

Вывод:
Это рассуждение ведет к следующему выводу: прежде чем нажать на спусковую кнопку затвора фотоаппарата ("щелкнуть затвором"), необходимо проделать серьезную работу по организации материала на картинной плоскости, по созданию четкой конструкции снимка. Рождение выразительного кадра происходит не в краткое мгновение срабатывания автоматики - оно начинается за долго до того, как будет произведен спуск затвора фотоаппарата. Съемка это вовсе не миг в 1/50 или 1/100 долю секунды. Это процесс иногда довольно короткий, иногда достаточно длительный.

 

2. Несколько профессиональных терминов

 

В фотографии и фотоискусстве, во время съемки и при анализе изобразительного решения снимков пользуются профессиональной терминологией. Постараемся раскрыть смысл некоторых широко применяющихся понятий.

Кадр

Материал, найденный фотографом в жизни, зритель потом увидит на снимке. Снимок имеет границы, чаще всего очерчивающие некий прямоугольник. Эта рамка заключает в себе пространство, которое фотограф как бы вырезал при съемке из широких просторов пейзажа, интерьера, какого либо иного объекта. Многое осталось за пределами рамки, но то, что автор снимка считал главным, интересным, сделалось достоянием зрителя. Выбор для съемки именно этой части объекта должен быть мотивированным. Здесь находится центр события, характерная часть пейзажа, узловой момент спортивного соревнования и т. п.

Пространство, ограниченное прямоугольной рамкой снимка или видоискателя фотоаппарата, чаще всего называют кадром Кадр (от франц, cadre) буквальном переводе означает "рама", в переносном "границы", "окружение".

 

Кадрирование

Широко распространен еще один термин "кадрировать". "Это снимок следуеткадрировать справа", говорят, когда хотят уточнить обрез фотоизображения.

Кадрировать значит устанавливать определенные границы кадра, а также уточнять эти границы, срезать краевые участки изображения, чем исключать из сферы внимания зрителя то, что попало в кадр случайно, например детали и подробности, не существенные для раскрытия содержания и общего рисунка изображения.

 

Картинная плоскость

В живописи, в учении о перспективе, существует понятие "картинная плоскость".

Рассмотрим его подробнее.

Поставим перед собой вертикально и на некотором расстоянии стеклянный прямоугольник или квадрат и начнем рассматривать через него какой нибудь предмет. Лучи, идущие от предмета, прежде чем попасть в наш глаз, должны будут попути в определенных точках пересечь плоскость стекла, находящегося между глазом зрителя и видимым предметом. Не меняя своего положения, обведем на стекле тушью или чернилами контуры этого предмета получится его точное перспективное изображение. Плоскость, на которой нарисовано это изображение, называется плоскостью картины или картинной плоскостью.

Все это довольно близко к тому, что происходит при получении изображения на матрице фотоаппарата. Только свет сначала проходит через «глаз» объектива. И рисунок отбрасывается на эту картинную плоскость (матрицы) оптической системой. Но в принципе это та же картина, точное перспективное изображение предмета. Поэтому совершенно правильно, что в фотографии используются термин "картинная плоскость", "плоскость картины", "фотокартина". Это, конечно, обязывает. Представление о снимке как о фотографической картине удержит фотографа от поспешной съемки случайных кадров, мобилизует его внимание на создание конструктивно точных снимков, направит на путь поисков художественных решений и превратит механический процесс съемки в процесс творческий.

 

3. Объект съемки и проблемы его изображения на снимке

 

Итак, для получения фотографического изображения объекта он в момент съемки должен находиться перед объективом съемочного аппарата, в поле его "зрения". Все детали объекта съемки будут зафиксированы электроникой точно в тех соотношениях, в каких они находились в действительности.

Эта специфическая особенность искусства фотографии, неся в себе определенные ограничения, одновременно обусловливает важнейшее: именно в том, что изображаемое непременно находится в момент съемки перед объективом, и лежит основа документальности, одной изнаиболее сильных сторон фотографии.

Именно документальность фотографии вызывает у зрителя такое глубокое к ней доверие и делает особенно интересными многие фотографические картины.

Казалось бы, в этих условиях творческий процесс неизмеримо упрощается. Идействительно, человек неопытный, почувствовав потенциальные возможности процесса фотографирования, но не продумав их до конца, все передоверяет технике, объективу в частности, и, направив его на выбранный для съемки объект, нажимает спусковую кнопку затвора. Он уверен: то, что его заинтересовало и порадовало в жизни солнечное утро, цветущая ветка яблони или ярка, листва осеннего клена, автоматически воспроизведется на и на снимке.

Но сколько же разочарований поджидает на этом неверном пути такого доверчивого фотографа! Сколько раз лужайка, покрытая цветами и залитая солнечным светом, на снимке становилась невыразительной серой плоскостью! А наполненная воздухом и светом березовая роща превращалась в ряд унылых вертикальных стволов деревьев, которыми оказывалась плотно забитой вся картинная плоскость снимка!

Что же здесь происходило, в чем корень этих ошибок? Ошибки объясняются серьезным различием непосредственного восприятие картины действительности и фотографическим ее воспроизведением.

 

Проблемы

Трехмерность пространства.

Прежде всего действительный мир трехмерен. Фигуры и предметы имеют три измерения, они объемны и находятся в пространств также трехмерном. А фотограф изображает этот мир с его объемами и пространствами на картинной плоскости снимка, имеющей всего два измерения высоту и ширину. Третья координата глубина пространства впрямую на снимке не передается.

Возникает проблема создания иллюзии пространства, объемов, рельефов, фактур.

 

Движение.

Почти каждый снимок (исключая разве что натюрморт) насыщен движением в том или ином его виде. Движением проникнуты репортажные снимки...

Струится ручей, склоняются под ветром ветви деревьев в пейзаже... Внутренней динамикой полны портретные работы... Движение, как известно, развивается во времени. А на фотографии оказывается запечатленным лишь краткий миг этого времени и движения, так как снимок делается с выдержкой, порой измеряющейся десятыми и сотыми долями секунды. По такому краткому мгновению каждому рассматривающему снимок приходится составлять представление о движении в целом.

 

Освещение

Особые требования возникают и к характеру светового рисунка изображения. Глаз человека имеет счастливое свойство адаптироваться к уровню освещенности: рассматривая ярко освещенные участки объекта, он автоматически снижает свою светочувствительность, отверстие зрачка сужается, он как бы диафрагмируется, и мы прекрасно различаем детали в ярких светах. При разглядывании неосвещенных, теневых участков зрачок расширяется, светочувствительность глаза автоматически повышается, и становятся отчетливо видны детали в тенях.

Естественно, что объектив фотоаппарата и матрица, обладающие определенной фотографической широтой, не в состоянии воспроизвести слишком высокий контраст освещения: при экспозиции по светам теряются детали в тенях, так как тени попадают в область недодержек, а при экспозиции по теням света оказываются передержанными и тоже теряют детали.

 

Эффект присутсвия

Наконец, следует заметить, что, наблюдая какой либо объект в жизни, например любуясь пейзажем, мы смотрим на картину природы не со стороны, а находимся в прямом и непосредственном окружении природы, воспринимаем ее всеми органами чувств.

Одновременно с чисто зрительным восприятием пейзажа слышим пение птиц и шум листвы, чувствуем теплоту солнечных лучей и свежесть ветра, запах трав и цветов. Сколько потерь при передаче пейзажа на фотографическом снимке предстоит нам компенсировать!

Снимок может и должен сохранить всюполноту картины природы, создать для зрителя так называемый "эффект присутствия". Но здесь необходимо подлинно художественное мастерство.

Всему этому следует учиться.

Фотографическая съемка в ее полном и глубоком понимании дело совсем не простое, а создание художественного произведения в фотографии так же сложно, как и в любом другом виде искусства.

И удачи здесь так же редки, как у каждого художника, в каком бы виде искусства он ни работал.

Итак, фотографировать событие, пейзажный мотив, группу людей, человека или любой другой объект не значит бездумно повторять на снимке внешний рисунок всего, что случайно попало в поле зрения объектива съемочного аппарата. Творчество фотографа связано с его пониманием действительности, с его мировоззрением и неизбежно приобретает личностные черты.

 

4. Красота

Прежде чем мы перейдем к детальному разбору композиции нам надо выяснить, что заставляет человека трепетать, чем он любит любоваться. Для тех кто не знал, подсознание подсказывает нам любить вещи, которые нам уже знакомы, то что мы уже знаем. Знание и понимание означает комфорт и умиротворение, это заставляет нас любить то что мы видим. Неизвестное порождает страх, риск и опасность, это приводит к  ощущению дискомфорта и оставляет негативное отношение к тому что мы видим. Очень важно понять эту идею, для дальнейшего продвижения.

Привычное, знакомое = комфорт = нам это нравится, наслаждение, привлекательность

Неизвестное, незнакомое = дискомфорт, страх = нам это не нравится

Что такое красота?

Красота – это визуальное, эстетическое представление  о чем либо, что нам нравится и от чего мы получаем удовольствие от созерцания этого. Красота берет свое начало в узнаваемости, это то что мы уже знаем.

Давайте изучим красоту при помощи самого распространенного примера – человеческого лица.

 

Красота

 

Анализируя изображение поразмышляйте о следующих вещах:

  • Длина и широта лица
  • Соотношение между ртом, носом и лбом
  • Глаза и брови относительно других частей лица
  • Верхняя губа и подбородок


 

Попробуйте ответить на следующие вопросы:

  • Влияет ли цвет кожи на красоту?
  • Влияет ли цвет глаз на красоту?
  • Влияет ли гладкость кожи на красоту?

 

Вывод:
КРАСОТА ЭТО СООТНОШЕНИЕ между левым и правым, низом и верхом, коротким и длинным, высоким и низким, узким и широким. Красота основывается на принципах ощущения знакомства чего то, что мы знаем и распознаем.

 

Красота создается путем объединения всех элементов лица в одно изображение, которое приводит нас к тому самому опознаванию предмета.

И совокупность этих соотношений можно описать и измерить.

 

5. Композиция

Понятие "композиция кадра"

Термин "композиция" переводится с латинского как "сочинение, Оставление, соединение, связь", т. е. имеется в виду продуманное построение изображения, нахождение соотношения отдельных его частей компонентов, образующих в конечном итоге единое целое - заверенное и законченное по линейному, световому и тональному строю Фотографическое изображение.

Под композицией следует понимать всю систему рисунка, весь изобразительный строй снимка, созданный художником для достижения четкости и выразительности художественной формы и раскрытия идейно тематического содержания картины.

Определение:

Композиция — важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу фотографа. Композиционное решение в искусстве фотографии связано с распределением предметов и фигур на картинной плоскости (в кадре), установлением соотношения объёмов, света и тени, пятен цвета и т. п.

Основные правила композиции выведены на основе статистики психологического восприятия «нравится», «не нравится».

Правила композиции могут противоречить друг другу. Например – центральная композиция и правило третей.

Зная все возможности фотографической палитры, изобразительные средства и приемы построения кадра - картины, фотограф свободен в их выборе и использует, естественно, только те из них, которые необходимы ему в данном конкретном случае.


 

Изобразительные средства фотографии

Системы изобразительных средств фотографии многообразны.

 

Линейная композиция

Но, несомненно, среди главных из них следует назвать линейную композицию снимка — геометрию кадра, его линейное построение. Линейная композиция - это вся архитектоника снимка: ход и ритм основных композиционных линий; направление происходящего в кадре движения, его воображаемая линия; очертания и формы светотени; перспектива изображения.

Линейная композиция это комплексное изобразительное средство, которое реализуется с помощью многочисленных изобразительных и технических приемов.

Линейный рисунок, как мы увидим несколько позднее, во многом зависит от выбранного направления съемки, от угла, под которым объектив направлен на снимаемый объект, от расстояний до ближних и дальних участков объекта и использованного при съемке объектива и т. д.

Все эти условия съемки определяет фотограф, и от него, следовательно, полностью зависит конечный результат удачный или неудачный, выразительный или вялый рисунок кадра.

 

Свет

Другое столь же активное изобразительное средство фотографии свет, световой рисунок, найденный в природе или специально построенный с помощью осветительных приборов, применяемых при фотосъемке.

Световое решение снимка при натурных съемках зависит от выбора характера реального эффекта освещения и меняется в зависимости от того, когда фотографируется объект рано утром, в полдень, в сумерки или ночью. Реальные эффекты освещения крайне разнообразны, и дело фотографа найти световые условия, наиболее благоприятные для изображения данного объекта.

Так, архитектурная съемка, как правило, требует энергичного направленного света, выявляющего объемы, рельефы, архитектурные детали. В пейзажах с водой часто используется контровое направление света, хорошо рисующее блестящую водную поверхность и ее фактуру.

Фотограф может также выбрать направление съемки по отношению к направлению основного светового потока, от этого тоже во многом будет зависеть характер светового решения снимка, как мы увидим дальше.

При съемке с осветительными приборами эффект освещения специально создается фотографом, и здесь он получает еще большую свободу в создании светового рисунка кадра. Работая со светом, фотограф добивается правдивого и выразительного решения темы, живописного рисунка изображения, задуманной изобразительной трактовки материала.

 

Тональный рисунок кадра

Назовем еще одно важнейшее изобразительное средство фотографии тональный рисунок кадра. У неумелого фотографа это тончайшее средство нередко остается неиспользованным, и тогда различные тона размещаются в кадре в самых случайных сочетаниях, снимок становится пестрым, перегруженным деталями. Но у фотографа, владеющего изобразительной палитрой, тона приводятся в определенную систему и снимки приобретают четкость, тональную стройность, поэтичность.

Добиться стройного тонального решения снимка не просто, и оно зависит от многих факторов. Прежде всего от цветовой и тональной характеристик выбранного или специально подготовленного для съемки объекта, от его цветов и тонов. Решающее влияние на конечный результат окажут характер освещения, формы, пропорции и контрасты светотени.

Например, чем больше места в кадре занимают теневые участки, тем, естественно, более темная тональность кадра возникает в конечном итоге. И наоборот, мягкое рассеянное освещение становится основой решения снимка в общей светлой тональности.

Тональное решение снимка, разумеется, не самоцель: оно находится в тесном единстве с содержанием, в полной от него зависимости и используется фотографом для художественного решения темы.

 

Колорит фотоизображения

Понятие "колорит" фотография заимствовала у живописи, где оно означает характер взаимосвязи всех цветовых элементов картины, согласованность цветов и их оттенков. Внешнее выражение колорита живописность и красочность цветовых сочетаний. Но смысл колористических решений в их использовании для выражения содержания и главной авторской мысли.

Такова система изобразительных средств фотоискусства. Будем помнить также, что кроме них у фотографа существует и система средств технических.

 

Следующее занятие:

ПОСТРОЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ НА КАРТИННОЙ ПЛОСКОСТИ

  • Крупность плана
  • Ракурс
  • Фронтальная и диагональная композиция
alex
Дата:
Комментарии: (0)
 

Комментарии:


Комментарии отсутствуют

Добавить комментарий:

* все некорректные и рекламные посты будут удаляться, ненормативная лексика и оскорбительные высказывания запрещаются.

   

Кликните для обновления

* Для редактирования комментария осталось 15 минут